Соединение радиаторов отопления: сборка секций, варианты подключения, обвязка
Трудно ли разобрать и собрать секционный отопительный прибор? Как выполнить соединение радиаторов отопления между собой в общем отопительном контуре? Как присоединить батарею к подводкам и чем герметизировать резьбовые соединения? Попробуем ответить на эти вопросы.
Межсекционные соединения
Устройство
Давайте выясним, как выполняется соединение секций радиаторов отопления между собой:
- Коллекторы каждой секции снабжены противонаправленными резьбами с обеих сторон.
- Для их соединения служит ниппель — короткий патрубок с опять-таки противонаправленными резьбами на его наружной поверхности. Внутренняя поверхность ниппеля снабжена двумя продольными выступами — зацепами для радиаторного ключа.
- Герметизация стыка выполняется кольцевыми прокладками из паронита — жесткой термостойкой резины.
Впрочем: соединение секций алюминиевых радиаторов на практике лучше герметизировать покупными прокладками из силикона или, в крайнем случае, вырезанными своими руками из старой автомобильной камеры.
Паронит требует при стягивании значительных усилий; а не отличающемуся высокой прочностью алюминию они противопоказаны.
Сборка и разборка
Давайте в качестве примера разберемся, как можно выполнить соединение секций биметаллических радиаторов при наращивании батареи:
- Откручиваем глухие радиаторные пробки со стороны, противоположной подводкам.
- Приложив добавляемые секции к торцу радиатора, размечаем точки крепления дополнительных кронштейнов. Напомним: их количество подбирается из расчета один кронштейн на три секции; в жестком креплении нуждаются не только верхний, но и нижний коллектор батареи.
- Монтируем кронштейн.
- Наживляем в резьбы концевой секции пару ниппелей с надетыми на них прокладками.
- Отмечаем на радиаторном ключе расстояние от его лопатки, соответствующее суммарной длине новых секций.
- Приставляем к старой батарее добавляемые секции и подаем через их верхний коллектор радиаторный ключ. Его придется непрерывно поворачивать, чтобы пройти ниппеля. Когда лопатка ключа достигнет нужного ниппеля, поворачиваем его по часовой стрелке ровно настолько, чтобы ниппель надежно зацепил обе резьбы.
- Повторяем операцию с нижним ниппелем.
- Попеременно подтягиваем ниппеля не более чем по 1 — 2 оборота за раз. Инструкция связана с тем, что при неравномерном стягивании ниппеля будут намертво заклинены или даже разорваны. Критерий готовности — выдавившиеся между секций края прокладки.
- Закручиваем глухие радиаторные пробки и проверяем радиатор под давлением.
Разборка соединений между секциями выполняется в обратном порядке.
Полезно: если ниппеля чугунного радиатора не хотят отворачиваться, часто помогает прогрев секций: точечный (паяльной лампой) или целиком, на костре.
Разумеется, межсекционные прокладки после этого придется менять.
Обвязка
Все способы подсоединения радиаторов отопления к розливу подразумевают наличие:
- Подводок;
- Опционально — запорно-регулирующей арматуры.
Трубы и радиаторы
Начнем с небольшого исследования материалов, применяемых для создания отопительных приборов. Точнее — с рабочего давления, на которое они рассчитаны. В среднем можно ориентироваться на следующие значения:
Материал радиатора | Рабочее давление, кгс/см2 |
Чугун | 16 |
Алюминий | 9 — 12 |
Сталь (трубчатые радиаторы) | 25 |
Биметалл (сталь + алюминий) | 25 |
Штатные параметры любой отопительной системы вполне укладываются в самые скромные требования: рабочее давление в контуре ЦО в штатном режиме не превышает 6 кгс/см2 при температуре до 95 С.
Ключевые слова — в штатном режиме.
При чрезмерно быстром заполнении сброшенной системы или при отрыве клапана винтового вентиля возможно возникновение так называемого гидроудара, на фронте которого давление будет достигать 20 — 25 кгс/см2.
Для автономных контуров гидроудары при минимальной вменяемости владельца нехарактерны, а вот в ЦО с огромным количеством запорной арматуры, обслуживающим персоналом весьма разного уровня квалификации и периодическим испытанием теплотрасс повышенным давлением… Думается, дальше можно не объяснять.
Именно поэтому наиболее разумным будет такое распределение типов отопительных приборов:
- Алюминиевые и чугунные могут применяться только в автономных контурах;
- Стальные и биметаллические подходят для ЦО.
Какие трубы могут использоваться в комплекте с ними?
- Соединение алюминиевых радиаторов отопления с котлом и/или розливом обычно выполняется недорогими и простыми в монтаже полипропиленовыми или металлополимерными трубами.
- Соединение биметаллических радиаторов — между собой или с трубами розлива в системе ЦО — лучше выполнять стальной трубой. Либо черной сталью на сварке, либо оцинковкой на резьбах.
Полезно: еще одно неплохое решение — использование гофрированных нержавеющих труб.
Они монтируются самым доступным инструментом и допускают изгибы с радиусом, равным диаметру трубы.
Запорно-регулирующая арматура, фитинги
Как уже упоминалось, присоединение радиаторов отопления к трубам часто разрывается запорной арматурой. Какой именно?
Простейший вариант — пара вентилей на обеих подводках. Они позволяют отключить отопительный прибор на время затяжной оттепели или ремонта. Лучшим выбором станут шаровые краны: они исключительно отказоустойчивы и не требуют обслуживания, в отличие от капризных винтовых и пробковых вентилей.
Внимание: в системе ЦО перед вентилями со стороны стояка обязательно должна присутствовать перемычка, позволяющая теплоносителю циркулировать через стояк при отключенной батарее.
Более практичные решения — дроссель и шаровый кран в системе ЦО или однотрубном автономном контуре и пара дросселей в двухтрубной системе. Подсоединение радиаторов отопления к трубам через такой набор арматуры допускает ручную регулировку теплоотдачи. Два дросселя в двухтрубной системе нужны для раздельной балансировки системы и собственно регулировки тепловой мощности.
Наконец, вместо регулирующего теплоотдачу дросселя может устанавливаться термостатический клапан с термоголовкой — прибор, автоматически регулирующий проходимость в зависимости от температуры воздуха в комнате. Увы, цена такого комплекта заметно выше обычных кранов и достигает 700 — 1500 рублей.
Как подключить радиатор к подводкам или кранам? Как правило, сейчас для этой цели используются американки — быстроразъемные соединения с накидными гайками. В отличие от привычных сгонов, они позволяют демонтировать отопительный прибор за 30 — 40 секунд.
Чем герметизировать резьбы? Лучший материал для резьбовых соединений радиаторов отопления — полимерная нить-герметик (Тангит Унилок и аналоги); на втором месте — сантехнический лен с пропиткой силиконовым герметиком или любой быстросохнущей краской.
Схемы подключения
Наиболее отказоустойчивая схема соединения радиаторов отопления в частном доме с розливом и котлом — однотрубная ленинградка. Отопительные приборы подключаются параллельно розливу, который прокладывается по периметру помещения.
Несколько дешевле в монтаже, но заметно проблемнее в эксплуатации схема, использующая последовательное подключение батарей. Достаточно сказать, что их независимая регулировка в этом случае невозможна.
Наконец, двухтрубная система подразумевает подключение каждого радиатора в качестве перемычки между подающей и обратной ниткой. Она неудобна тем, что требует уже упоминавшейся балансировки — ограничения проходимости ближних к котлу отопительных приборов.
Какими могут быть схемы подсоединения радиаторов отопления к подводке?
- Односторонняя: подводки соединяются с верхней и нижней радиаторными пробками справа или слева. Она компактна, но делает нагрев прибора неравномерным: последние секции всегда будут холоднее первых.
- Снизу вниз. В этом случае батарея обязательно комплектуется воздушником. Достоинства решения — в том, что радиатор при таком подключении не требует промывки и всегда греет по всей длине.
- Диагональная. Нагрев секций еще более равномерен; однако нижний угол прибора с глухой пробкой будет постепенно заиливаться.
Заключение
Надеемся, что в этом материале нам удалось ответить на все накопившиеся у читателя вопросы. Как всегда, получить дополнительную тематическую информацию можно из видео в этой статье. Успехов!
Оставить комментарий
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение