Водопропускные трубы для автомобильных дорог
В данной статье будут рассмотрены водопропускные трубы, их основные особенности, строительство котлована и фундамента, а также конструкции, используемые для строительства водопропускных труб.
Трубы водопропускные для автомобильных дорог – это искусственные сооружения, пропускающие под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки.
![Пример трубы водопропускные трубы](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/vodopropusknye-truby.jpg)
Пример трубы
В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов.
В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост.
Труба водопропускная является предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:
- Водопропускная труба не вызывает нарушения непрерывности как земляного полотна, так и верхнего строения данного пути;
- Эксплуатация и ремонт водопропускных труб обходятся дешевле, чем в случае малого моста;
- В случае, когда засыпка над трубой имеет высоту, превышающую 2 м, снижается влияние временных нагрузок на сооружение и практически исчезает с увеличением данной высоты.
Особенности водопропускных труб
Пример трубыВ зависимости от материала тела трубы различают следующие типы труб:
- Водопропускные трубы железобетонные;
- Полимерные;
- Бетонные;
- Металлические.
Кроме того, трубы водопропускные железобетонные и другие различаются по следующим параметрам:
- Форма поперечного сечения: прямоугольные, круглые и овоидальные;
- Количество очков в сечении: одно-, двух- и многоочковые;
- Работа поперечного сечения: напорные, работающие по всей длине полным сечением, и полунапорные, работающие полным сечением около входного оголовка и неполным – на остальном протяжении трубы.
Железобетонные водопропускные трубы также имеют следующие значения диаметров отверстий:
- В случае, если длина водопропускной (редко канализационной) трубы не превышает 30 м, диаметр отверстия должен составлять как минимум 1 метр;
- При длине до 15 м – минимум 50 см в случае устройства в пределах быстроточной трубы;
- Устройство водопропускных труб для внутрихозяйственных дорог допускает диаметр отверстия в 50 см при длине трубы, не превышающей 10 метров.
Важно: засыпка над плитами или звеньями труб до нижнего уровня одежды дороги должна иметь толщину не менее 50 сантиметров.
Трубы железобетонные водопропускные и автодорожные мосты (средние и малые) могут располагаться на участках автодорог, профиль и план которых принят для дорог данной категории. Трубы обычно оборудуются в безнапорном режиме, исключением могут быть напорный или полунапорный режим с целью пропускать расчетный расход воды.
Кроме того, запрещается строить трубы водопропускные в случае наличия ледохода или наледей, а при устройстве на ручьях и реках, где имеются нерестилища рыб, обустройство труб требует разрешения рыбнадзорной инспекции.
О строительстве водопропускных труб
![Процесс строительства строительство водопропускных труб](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/stroitelstvo-vodopropusknyh-trub.jpg)
Процесс строительства
Расчет водопропускных труб при строительстве включает в себя также следующие нюансы:
- Бровка земляного полотна в местах подхода к трубе должна возвышаться относительно расчетного уровня воды как минимум на 50 сантиметров, а в случае работающих в полунапорном и полунапорном режиме труб – как минимум на 1 метр;
- Оголовки водопропускных труб должны включать в себя портальную стенку и два откосных крыла, которые заглубляют в грунт на 25 сантиметров ниже глубины его промерзания и устанавливают на основание из щебенки, толщина которого составляет 10 сантиметров.
Важно: естественный грунт, расположенный ниже глубины замерзания, заменяют на песчано-гравийную смесь.
![Пример трубы труба водопропускная](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/truba-vodopropusknaya.jpg)
Пример трубы
В соответствии с несущей способностью труб их классифицируют на три группы:
- Первая группа – расчетная высота засыпки грунтом составляет 2 метра;
- Вторая – 4 метра;
- Третья – 6 метров.
Важно: в зависимости от условий конкретного строительства при переходе через водоток или другие препятствие допустимо применение труб, имеющих другую расчетную высоту засыпания грунтом.
Котлованы для водопропускных труб
![Строительство трубы устройство водопропускных труб](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/ustrojstvo-vodopropusknyh-trub.jpg)
Строительство трубы
При разработке котлованов под фундаменты для водопропускных труб чаще всего не предусматривают крепление. Устойчивость стенок такого котлована невозможно обеспечить только в условиях водонасыщенного грунта со значительным притоком воды – в таком случае осуществляют разработку грунта, защищая его креплением.
Кроме того, крепление котлована предусмотрено в случае строительства трубы, расположенной на небольшом расстоянии от эксплуатируемых сооружений – в таком случае крепление обеспечивает устойчивость этих сооружений.
Различные характеристики котлована зависят от целого ряда факторов:
- Технологию разработки и очертание котлована проектируют в соответствии с конструкцией и фундаментом трубы, а также – видом и состоянием грунтов основания;
- При назначении крутизны откосов учитывают глубину котлована и характеристики разрабатываемого грунта;
- В случае нанесения гидроизоляционного слоя на конструкцию трубы или выполнения других работ, предусматривающих пребывание в котловане людей, расстояние вертикальная стенка котлована должна находиться на расстоянии минимум в 70 см от боковой поверхности фундамента;
Важно: если подобные работы не планируются, данную величину можно уменьшить до 10 см.
-
Железобетонные трубы водопропускные
В случае безопалочного бетонирования фундамента размеры котлована принимаются равными размерам самого фундамента;
- В случае разработки котлована с откосами расстояние от подошвы откоса до фундамента не должно составлять менее 30 см.
В любом случае размеры котлована должны быть увязаны с возможностями используемого землеройного оборудования. Кроме того, при строительстве котлована следует предотвратить его заполнение грунтовыми и поверхностными водами, для чего по периметру котлована отсыпаются грунтовые валики.
В случае сооружения трубы на месте постоянного водотока производят строительство запруд либо при помощи канав русло отводят в сторону.
Удаление воды, проникающей в котлован, может осуществляться двумя способами:
- В низовой части котлована устраивают выпуск в канаву для отведения воды, что чаще всего применяется в случае строительства косогорных труб.
- Обеспечивают водоотлив механизированный. Для этого низовую часть котлована оборудуют ограждаемым приямком, вода из которого откачивается с помощью насоса.
Важно: приямок должен быть расположен вне контура фундамента, чтобы обеспечивать водоотведение на протяжении всех фундаментных работ, включая засыпку пазух.
По мере того, как котлован углубляются, ограждения приямка также опускают.
Фундамент
![Пример трубы трубы железобетонные водопропускные](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/truby-zhelezobetonnye-vodopropusknye.jpg)
Пример трубы
Осуществляя строительство водопропускных труб, монтаж фундамента из сборных элементов для водопропускной трубы выполняют следующим образом:
- Производят укладку блоков фундаментов оголовков, доводя до подошвы фундамента самой трубы.
- Производят засыпание пазух фундаментов оголовков до равного уровня.
- Выполняют засыпку пазух оголовочных фундаментов грунтом местным.
- Места сопряжений фундаментов с разной глубиной заложения засыпают смесью песка и гравия или песка и щебня.
- Смесь уплотняют послойно и заливают раствором цемента.
- Производят одновременную укладку фундаментов оголовков и посекционный монтаж фундамента трубы.
Важно: монтаж выполняют последовательно с места, где находится выходной оголовок водопропускной трубы, двигаясь в направлении входного оголовка. При многорядной кладке выполняют перевязку швов.
Процесс обустройства монолитного фундамента включает в себя следующие операции:
- Изготовление и установка опалубки;
- Приготовление или доставка в готовом виде бетонной смеси;
- Укладка бетонной смеси;
- Уход за уложенным бетоном;
- Демонтаж опалубки;
- Засыпка пазух.
Полезно: фундамент имеет несложные очертания, поэтому для изготовления опалубки можно применять обычные инвентарные щиты.
В случае обустройство сборно-монолитного фундамента подготавливают подушку или основание, куда затем в межсекционные швы устанавливается опалубка.
Промежутки между находящейся в швах опалубкой и сборными элементами заполняют смесью бетона. В регионах со слабым грунтом используются также свайные фундаменты.
После того, как устройство фундамента и засыпка пазух завершены, начинают монтаж сборных оголовков и непосредственно тела трубы.
Для монтажа сборных труб используют самоходные краны, определяя их грузоподъемность в соответствии с массой блоков оголовков, тела трубы и фундамента, учитывая возможный вылет стрелы крана. Порядок монтажа зависит от условий местности и того, какая конструкция выбрана для оголовочного участка трубы.
Конструкции водопропускных труб
![Труба водопропускная расчет водопропускных труб](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/raschet-vodopropusknyh-trub.jpg)
Труба водопропускная
Как уже было сказано, водопропускными называют гидротехнические сооружения водопропускного типа в виде искусственной структуры гражданского или промышленного назначения.
Подобные конструкции обычно сооружают непосредственно на естественном или искусственном водоеме, либо на небольшом отдалении от него. Чаще всего водопропускные сооружения выполняются в виде водопропускной трубы, расположенной над автомобильной дорогой.
Кроме того, водопропускные железобетонные трубы могут использоваться для корректировки или изменения русел малых речек.
Строительство таких сооружений чаще всего сегодня выполняется с использованием металлических гофрированных конструкций (МГК), применяемых для следующих объектов:
- Трубы водопропускные в полотне железных и автомобильных дорог в качестве альтернативы для труб из бетонных колец;
- Сооружения водопропускные, укрепляющие и изменяющие русла рек;
- Альтернатива мостам с одним пролетом в виде арочных сооружений;
- Мосты многопролетные, пролет которых достигает 18 м, в качестве альтернативы мостам из бетона или металла.
Сборные гофрированные металлические конструкции
![Сборная ГМК водопропускные трубы для автомобильных дорог](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/vodopropusknye-truby-dlya-avtomobilnyh-dorog.jpg)
Сборная ГМК
Металлические гофрированные сборные конструкции (СМГК) имеют более низкую стоимость при строительстве водопропускных сооружений по сравнению с железобетоном, а также имеют целый ряд преимуществ перед конструкциями других типов:
- Адаптивность, позволяющая благодаря различным поперечным сечениям труб подобрать для условий конкретного строительства наиболее подходящий вариант;
- Низкий вес облегчает транспортировку листов СМГК, а их упаковка в паллеты существенно уменьшает занимаемое листами пространство;
- Простота монтажа, позволяющая выполнять строительство трубы при помощи листов СМГК без специальных навыков и квалификации;
- Высокая прочность и гибкость конструкции, обеспечиваемые при использовании совместно с засыпным грунтом. Кроме того, это обеспечивает большую, чем у конструкций из бетона, сейсмостойкость;
- Длительный срок службы, достигающий 80-100 лет, как показывает многолетняя практика применения таких конструкций;
- Низкая стоимость, позволяющая снизить затраты при использовании СМГК на 30-50% по сравнению с применением других материалов;
- Возможность строительства водопропускных труб СМГК в условиях любого климата.
Габионные конструкции водопропускных труб
![Габионная конструкция ремонт водопропускных труб](https://o-trubah.ru/wp-content/uploads/2013/03/remont-vodopropusknyh-trub.jpg)
Габионная конструкция
Широкой популярностью при строительстве водоотводных и водопропускных труб и сооружений, а также — при строительстве стабилизирующих и удерживающих сооружений, подпорных стен и локальных очистных дорожно-мостовых сооружений, пользуется также применение габионных конструкций.
В готовом виде такое сооружение представляет собой укрепленную габионами водопропускную трубу необходимого диаметра.
Габионы получили столь широкое распространение благодаря целому ряду положительных характеристик:
- Гибкость, прочность и сопротивление нагрузкам;
- Стойкость к негативным воздействиям влаги и атмосферных осадков;
- Способность дренирования, не требующая дополнительно затрат на монтаж обратного фильтра и дренажной системы;
- Возможность использования с сооружениями других типов;
- Простота монтажа и эксплуатации конструкции;
- Низкие временные строительные и эксплуатационные расходы;
- Экологическая безопасность и эстетичный внешний вид;
- Надежность и долговечность эксплуатации.
Вот и все, что хотелось рассказать о том, что собой представляют водопропускные трубы для автомобильных дорог. Следует дополнительно заметить, что строительство данных сооружений (как и монтаж канализационных труб или установке металлопластиковых труб своими руками) требует особой тщательности и соблюдения требований и норм строительства и безопасности, поскольку их нарушение может вызвать не только повреждение или разрушение самой трубы, но и дороги, под которой данная труба пролегает.
Комментарии
Что такое СМГК и что это за конструкции
СМГК (Сборные металлические гофрированные конструкции) – металлические несущие конструкции в форме труб. Они формируются из гофрированных металлопрокатных листов и соединяются с помощью болтов.
Пример такой конструкции – на фото:
Оставить комментарий
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение